Репортаж о 9-й Международной конференции Международной Ассоциации Терапии Выразительными Искусствами x

Репортаж о 9-й Международной конференции Международной Ассоциации Терапии Выразительными Искусствами x

Репортаж о 9-й Международной конференции Международной Ассоциации Терапии Выразительными Искусствами x

IEATA-International Expressive Arts Therapy Association) в Перу, 11-13 августа 2011

Совмещение приятного с полезным! И это не только про мое путешествие в Перу, но и про Конференцию психологов, использующих в работе методы терапии выразительным искусством.

После обучения в Москве, участие в мастер-классах у корифеев expre s sive arts было для меня стало настоящим подарком и ступенью в профессиональном развитии. Учиться у западных коллег, которые виртуозно используют искусство в сочетании с психологией и ритуальными техниками, побывать в атмосфере действительно творческих и чувствующих людей вдохновляет на подвиги.

Исцеление с помощью искусства - различных сочетаний танца, голоса, рисования, лепки - очень мощные и глубокие техники, которые могут мягко, тонко и при этом очень эффективно позволять разбираться с теми блоками и гирями, которые нас держат в жизни. При грамотном управлении искусство затягивает раны, оставшиеся в нашей душе от жестких уроков жизни.

Подробнее:

День 1. Утро, 11 августа, Лима, Перу. Другой континент, другой мир. Земля, которая окутана древностью, тайнами, мистикой и загадками. Несомненно, место проведения конференции влияет на проходящие там процессы.

Это уже 9-я конференция терапевтов выразительным искусством, и люди обнимаются и радостно приветствуют друг друга, некоторые, спустя 2 года.

Что ж, действительно, это событие. Порядка 350 человек из 35 стран – и всех их объединяет 3 вещи:

1 – любовь к искусству в любом его воплощении,

2 – любовь к психологии и желание помогать людям в разрешении их жизненных ситуаций и

3 - творческий подход к делу.

Начало конференции соответствует общей тематике: шаманские звуки из невероятной длины музыкального инструмента, шаман с пером, отгоняющих злых духов, а затем некий ритуал, в котором участвуют двое мужчин и две женщины. Танцоры перемещаются центру зала, играя на других, не менее удивительных инструментах, похожих на сообщающиеся сосуды. Зрелище завораживает и вводит транс, и ты понимаешь, что готовится некое волшебство. По количеству чудес эта конференция явно отличается от других подобных мероприятий.

Слово берут официальные представители IEATA . Среди прочих слов особенно запоминаются следующие: «Искусство открывает наши жизни и наши сердца… Искусство помогает нам проснуться и обрести энергию… Терапия выразительным искусством помогает нам услышать язык души».

International Expressive Arts Therapy Association – Международная Ассоциация Терапии выразительным искусством, некоммерческая профессиональная организация, основанная в 1994 году. Поддерживает expressive arts терапевтов и консультантов, которые используют интегративный, мультимодальный подход для персональной или групповой трансформации.

Терапия выразительным искусством - направление в психологии, которое использует художественное и другие виды визуального искусство, движение, музыку, драму, написание историй, сказок а также другие творческие процессы для глубокого персонального и общественного развития. С помощью искусства и переходя от одной модальности к другой, человек получает доступ к внутренним ресурсам исцеления, ясности и раскрывает свой творческий потенциал.

Далее слово берет Стивен Ливайн, один из корифеев этого творческого направления в психологии, автор книги (совместно с женой) Art in action. Он читает нам свои стихи о Перу, которые в действительности навеваются этой страной. Говорит об искусстве, о том, как оно помогает раскрыть мудрость тела, получить вдохновение. С помощью искусства «Мы остаемся теми, кто мы есть, но открываемся другим.

 После вступительной части и кофепития все участники разбредаются по комнатам, на выбранные мастер-классы. Начинаются мастерские, очень любопытно, что скрывается под диковинными названиями, и очень хочется быть в 4-5 местах одновременно. Получалось быть с один промежуток в одном месте, чем и делюсь.

Итак , первый мастер - класс . Graciela Bottini de Barucca (Argentina). Терапия выразительным искусством в становлении профессии Актера

Мы входим в пространство, где путь указывают маленькие зеркала и занимаем места. Зеркало меняет реальность. Глядя в зеркало ты видишь отражение себя и другой мир. В зависимости от угла наблюдения, картинка меняется, люди ходят по потолку или стоя рядом оказываются очень далеко. Начинаешь сомневаться, а какая из реальностей наша)). Зеркала могут дать новый взгляд на наши сложные ситуации и ошибки.

Мы пробуем на практике, а затем смотрим фильм о том, что Аргентине терапия выразительным искусством входит курс обучения актеров и позволяет максимально раскрыть их творческие способности, а также снимать стресс полезными для здоровья способами.

Мне кажется это действительно замечательная идея, т.к. год занятий может развить пластику, голос, которые свойственны твоему телу. Тело, которое по сути является инструментом нашего самовыражения, можно настраивать на аутентичный, подлинный лад, благодаря которому игра актера будет очень живой, чувственной и искренней.

Следующая мастерская: Sara Skowronski ( USA ). Мозаика в терапии выразительным искусством: От разрушенного к красивому.

Одна из самых запоминающихся мастер-классов конференции.

Во-первых, она поражала масштабами: большие деревянные стенды, много разноцветной плитки и разных предметов для украшения, шум от удара молотков, активный групповой процесс.

Во-вторых, особенное впечатление производит сама Сара, которая умудрялась одновременно держать группу, управлять всеми процессами и уделать внимание своим детям, одной из которой было от силы полгодика. Периодически малышка кочевала от папы к маме или к кому-то из участниц.

В третьих, невероятные ощущения мы испытали на этой мастерской сначала от процесса разрушения, когда разбивали молотками плитку, потом от процесса созидания. Кроме того поражало, на сколько все слаженно работали, молча, как будто мысленно обо всем договорились. Настоящая сила искусства!

И самым невероятным стало вот что: что групповым решением было создание дерева, ствол которого находится в настоящем, а корни, соответственно, в прошлом и будущем. Мы трудились, пока не начало темнеть. Закончив работу мы положили наше «дерево» на траву и сели в круг. И вдруг, ровно над нашим деревом появилась тень (это оказалась тень от настоящего дерева, которое стояло в центре поляны, образованная светом прожектора).

Вечером мы танцевали ритуальный танец Earth run : Dance of AYNY (Бег по земле: танец Айни) , разновидность Planetary dance (планетарного танца), который произошел от различных древних народов (Перу, Африки). Его танцуют для В данном исполнении он принадлежит Айни. Если бы я смотрела со стороны, то никогда бы не поняла, что это танец. Так как беготня по кругу в разные стороны и в разном темпе никак не может называться танцем.

Для начала, людям раздают по 4 зернышка, олицетворение энергии земли, урожая и того, что они бегут и за свой народ.

Затем все выходят на площадку, где будет проходить танец. В центре площадки группа индейцев в народных костюмах играют на барабанах и музыкальных инструментах, и дымят каким-то специфичным дымом. Участники танца встают в линию или квадрат, и начинают как бы переминаться с ноги на ногу. В этот момент они думают о том, с какой целью и для кого они бегут. И, когда они с этим «соединились», т.е почувствовали внутри, зачем им все это нужно, они выбрасывают руку вверх и выкрикивают что-то вроде «Я бегу за мой народ!», или «Я бегу за здоровье моей мамы!» . Один за одним люди срываются с места и бегут что есть мочи. Дойдя до точки, от которой начинался бег, они разворачиваются и бегут медленнее, во внутреннем круге, а на следующей дуге, разворачиваются в центр и уже идут немного пританцовывая. Таким образом, получаются 3 разных круга, которые с разной скоростью бегают по поляне. Когда в этом ритуале участвуют порядка 250 человек, зрелище воистину впечатляет!

 Через какое-то время, мне кажется, это длилось вечность, круг становится снова единственным, и мы окружаем музыкантов и начинаем петь. К сожалению, не владею местным индейским наречием, но мне кажется, это было что-то очень воодушевляющее и что-то о Большой надежде. Потихоньку музыка останавливается, и мы садимся в пары на землю, спина к спине. И наступает какая-то благодать. Ты чувствуешь не только рядом сидящего человека, но и всех вокруг, свое тело, большой приток энергии где-то внутри. И ты понимаешь, что всех людей во всем мире что-то объединяет. Что-то незримое, но очень теплое. Волшебно .

День закончился . Уже очень поздно, и очень рано (в Москве раннее утро, все-таки 9 часов разница)

 День 2. Утро, 12 августа, Лима, Перу.

Саша, или Салли Брукер, Sasha Brucker ( USA ). Beyond the Personal: Creating Cross-Cultural Healing Ceremonies for Trauma Survivors through Expressive Arts. Вне Личного: Создание Межкультурных церемоний исцеления последствий травмы через Выразительные Искусства.

Саша, профессиональный художник и профессор университета в Вашингтоне, уже побывала в России со своими семинарами и очень тепло отзывалась о нашей аудитории.

Психология в отрыве от духовности кажется несколько обделенной, и Саша использует различные энергетические практики в своей работе. Мы начали с чистки ауры, так как для церемонии исцеления требуется погружение в иное состояние, отличное от того, когда ты с утра бежишь на место, попивая на ходу кофе и запихивая в себя кекс.

Тема, которая поднималась далее, была связана с примерами того, как искусство способно исцелить самые глубокие травмы. Различные травмирующие события заставляют людей чувствовать себя отделенными от общества, и подчас не находят сил жить. Одним из примеров послужил неординарный документальный фильм о 25-летней американской девушке, которая подвергалась насилию (инцест) и смогла исцелиться через искусство, рисуя на стенах, и на телах (татуировки). Сейчас она известная в своих кругах талантливая художница, чьи картины и перформансы действительно впечатляют.

Вторым примером стал перуанский фильм о девушке Фаусте, Milk of Sorrow (Молоко скорби). Она пережила смерть матери и исцелилась от неизлечимой болезни, с помощью «пропевания» своего состояния и мыслей. Голос из самого сердца лечит душу и тело.

Саша считает, что «Психологи, использующие в терапии искусство, переходя от одной модальности к другой (от рисования к голосу, от голоса к движению и созданию историй), являются агентами изменений. Они проводят церемонии, в результате чего исцеление происходит и на макро (общественном) и микро (индивидуальном человеческом) уровне... Любая церемония имеет свою традицию, структуру, символы и элементы, однако сильное влияние на ход событий оказывает воображение и синергия группы». Далее мы на собственном опыте ощутили «ремесло и искусство церемонии. Каждый работал со своим запросом, который касался либо личного запроса, либо исцеления родных и близких. Что-то похожее на молитву, которая исполняется в виде причудливой музыки, пения, рисунков, коллажей, которые рождаются у участников группы. Звучит невероятно, но за 1,5 часа работы достигается невероятная глубина, которая, казалось бы, невозможна в терапевтических группах других направлений психологии.

Довольно сложно после этого идти на другой мастер-класс. Но любопытство одолевает.

Gertrude Lisser & Sylvia Hartowicz ( USA ). The Art of Now: Creative Grounding through Change and Transformation. Искусство настоящего: Творческое Основание через Изменение и Преобразование.

Мастер-класс комбинирует в себе методы терапии выразительным искусством и базовую буддийскую теорию о свободном от мыслей уме и медитацию. Медитация позволяет освободить голову от лишних мыслей, лучше чувствовать свое тело. С помощью медитации, освобождения ума от мыслей, мы учимся находиться в моменте, быть здесь и сейчас, становимся ближе к своей душе. Через медитацию можно научиться видеть новые возможности, формировать новый взгляд на жизнь, понять, что «Жизнь не о том, чтобы ждать шторма, чтобы пережить его, а о том, чтобы изучать танец разума». И именно поэтому используя методы терапии выразительным искусством после медитации, помогает осуществлять трансформации, например, трансформация текущего негативного состояния как минимум в нейтральное. В этом случае можно даже не называть свою проблему, а просто позволить своей душе «рулить» процессом.

 День 3. 1 3 августа , Лима , Перу .

Russell Ouellett (USA). Giving Computers Soul: Digital Music Technology and Expressive Arts Therapy. Вдохни душу в компьютер: Цифровые музыкальные технологии и Терапия выразительным искусством. Этот тренинг подходит как подросткам, так и вполне взрослым людям, хотя последние вели себя не хуже детей. Современные устройства позволяют сразу услышать себя, что иногда бывает очень важно в ходе терапевтической работы. А игра возможность сыграть свою симфонию, на всевозможных инструментах с помощью одной кнопки*, может быть использована в командной работе.

(*Устройство, похожее на осьминога, представляет собой компьютер, усилитель и отходящие от него провода с кнопками, при нажатии на которые издаются разные звуки, как от клавиш синтезатора)

Claire Polansky ( USA ). Transcending the Spiritual Emergency through Open Studio Art Клэр Полянски (США). Трансформация тяжелых душевных состояний через Открытые арт-студии

Открытые студии – это место, открытое для всех желающих приобщиться к искусству и творчеству вообще. Художники, люди, которые умеют рисовать и не умеют, приходят в студию раз в неделю на 1,5 – 2 часа, для того, чтобы погрузиться в атмосферу культурного обмен, чтобы пообщаться с другими людьми, получить поддержку в сложных жизненных ситуациях и просто позаниматься творчеством. Люди проходят различные мастер-классы по рисованию, и творят свое собственное искусство. Рисование в основном идет не с натуры, а от души обучаются рисованию.

Пионерами открытых арт-студий считаются арт-терапевты Dayna Block , Deborah Gadiel , and Pat Allen , Shaun Mc Niff .

После многих лет клинических исследований они обнаружили, что через мастерские, выставки и обучение искусству люди раскрывают творческий потенциал, легче и более осознанно проживают различные жизненные кризисы, смену работы, болезни, тяжелую утрату и т.п. С тех пор повсеместно открываются все новые и новые студии, с разной спецификой: например, клинической, открытые студии при школах, организациях и т.п.

Клэр – ведущая мастер-класса, считает, что открытые студии могут все изменить. В России творческое развитие взрослых также положительным образом влияет на их жизнь. Будем надеяться. Что открытые студии придут и к нам в ближайшее время.

 Stephanie Heidemann ( USA ). Authentic Voicework . Работа с истинным голосом

Стефани является певицей (сопрано) и психологом, который помогает людям раскрывать себя через голос. «Ваш голос – это ваша история. Ваше тело – инструмент, голос – звук инструмента». Через вокализацию, индивидуальную и групповую работу, ты учишься освобождать сознание от страхов, чувствовать свое тело через голос, голосом выражать свои чувства и взаимодействовать с другими без слов.

«Горло, голос могут быть затронуты страхом. Страх перед оскорблением, страх перед привлечением слишком большого количества внимания к себе, или травма, которая причиняла боль – ограничивают нас, тормозят развитие. Мастерская позволяет открыть эту территорию, и исследует эти проблемы на уровне тела, ума и души. Пение своим подлинным голосом возвращает нас к самим себе, позволяет преодолевать неуверенность и «зазвучать» в собственной жизни.

Основатель Голосового движения, которое Тэрэпи Пол Ньюхэм сказал для подлинного катарсиса, должен быть открыт канал, через который может быть выпущена психическая энергия. И голос обеспечивает такой канал. Вокальный катарсис вовлекает разрешение человеку озвучить широкую палитру звуков, сбрасывая давление тело содержавших эмоций и энергии, которая иначе давит на участника. Как только мы расслабляем, расширяем и открываем свои вокальные возможности, через голос к нам приходят энергия и свобода. Другими словами мы должны открыться в тело, чтобы открыть наши голоса».

Vivian Cavez ( USA ). Teaching Health through the body . Обучение здоровью через тело.

Все ответы на вопросы – все в нас есть. Так бы хотелось прокомментировать эту мастерскую Вивиан. Наше тело знает все, что ему нужно, для того, чтобы быть здоровым. Искусство может послужить языком выражения тела.

«Для того, чтобы увидеть причины, начни с истоков. Исследуй не симптомы, а причины», - таким образом, Вивиан предлагает начать с исследования того, что приводит к болезни, а для этого использует рисование, медитации, самомассаж.

Итак, это была последняя мастерская, и впереди Shining Star Award Ceremony Церемония награждения самых ярких звезд expressive art и завершение конференции для ряда участников. Следующий день Завершает конференцию Общим арт-процессом и прощальным обедом.

Что ж, конференция закончена и огромное количество информации, идей, которые могут быть очень полезны в работе психологов и ведущих тренингов, вскоре переедут границу. Остается только выразить пожелание, что следующая 10-я конференция в 2013 будет организована на нашем континенте, чтобы большее количество моих коллег из России смогли посетить это удивительно творческое, развивающее, богатое на открытия на мероприятие.

Ольга Лагутина, тренер, психолог ( expressive art , терапия выразительным искусством), руководитель проекта www.k-istokam.ru 

olga.lagutina.bta@gmail.com

9 июля 2012 года· ·

Интермодальная
терапия искусствами

Наш центр открыл свои двери в 2005 году для всех и каждого. Ждем вас на наших мероприятиях

Карта сайта

Фотогалерея

Подписаться на новости и новые события