Сидорова В.В. Философия Терапии Экспрессивными искусствами и тенденции в современной психологии и современном искусстве

Сидорова В.В. Философия Терапии Экспрессивными искусствами  и тенденции в современной психологии и современном искусстве

Сидорова В.В. Философия Терапии Экспрессивными искусствами и тенденции в современной психологии и современном искусстве

Совершенно невозможно игнорировать тот факт, что в сферах современного искусства, как и в сфере современной психологической практики, за последние десятки лет происходят глобальные изменения, расширяющие и изменяющие представления, существующие в обоих областях о природе сознания и в свою очередь изменяющие конфигурацию и виды самой психотерапии

В теоретической психологии, появляется все больше изданий посвященных Consciousness Studies, проходит конференции посвященные проблемам исследования сознания. Сознание здесь берется в возможно широком контексте и исследования проводятся междисциплинарные на стыке психофизиологии, антропологии. исследования культур, психосемиотики, психолингвистики. Только начинает оформляться совершенно новое направление исследование сознания через искусство или посредством искусства. Сюда относятся как исследования посвященные восприятию искусства, психофизиологии мозга и искусства, посвященные феноменам синестезии, исследования знаменитых художников, так и исследования в области современного танца и искусства. На наш взгляд философия, на которую опирается терапия экспрессивными искусствами удачно отражает все эти современные тенденции.

Но для начала несколько слов об истории направления. По словам И.В. Бирюковой- пионера Терапии Экспрессивными искусствами в России, «интермодальная терапия творческим выражением является одним из молодых направлений психотерапии. Оно начало развиваться в 70-х годах 20 столетия. В начале центром его развития стал Лесли- колледж в штате Массачусетс, США. Shaun McNiff, Рaolo Knill, Norma Canner и др. открыли магистерскую программу по Терапии творческим выражением. И это было в самый разгар развития узкоспециализированных направлений терапии творчеством. И теперь, спустя 30 лет существует целая международная сеть учебных центров и институтов (около 20) в США, Канаде, в Европе (Швейцария, Дания, Германия, Финляндия, Швеция, Норвегия) и в Израиле. В 1994 году была создана Международная Ассоциация Терапии Творческим Выражением (International Expressive Arts Therapies) , которая объединила не только психотерапевтов, но и поэтов, художников, танцовщиков, певцов и музыкантов, т.е. людей искусства и преподавателей разных видов творчества.» Вкратце перечислим эти тенденции, а потом проиллюстрируем их примерами, взятыми из терапии Экспрессивными искусствами.

1. Тенденция к полимодальности или использование различных видов искусств, для выражения, связанных с различными с модальностями. Такой подход связан с представлением о том, что один и тот же человек видит, слышит, двигается , смотрит , использует различные органы чувств и следовательно для него должно быть естественно выражаться, используя голос, движение, краски. Данный подход опирается на полиэстетическую теорию. И на восточную систему обучения, где занятия, музыкой, философией, эстетикой, визуальным изобразительным искусством существовала как одна традиция. Ту же тенденцию мы наблюдаем и в современном искусстве, когда, например, танцор на представлении может использовать голос, чтобы усилить эффект и т.д. Хотелось бы добавить, что согласно современному японскому философу Китаро Нисида, различие между наукой, моралью, религией, искусством, рассматриваются в качестве внешних, в глубине, каждый из перечисленных опытов включен в единый поток движения к доконцептуальному «чистому опыту».
Ту же тенденцию мы наблюдаем и в современном искусстве, когда, например, танцор на представлении может использовать голос, чтобы усилить эффект и т.д. В теоретической психологии исследования сознания это проявляется в исследованиях феноменов синестезии, а также в исследованиях процессах памяти - как и в сигналах каких модальностях кодируется информация.

Позвольте привести пример из практики групповой терапии экспрессивными искусствами, где участникам было предложено выразить в красках и линиях свои чувства, связанные с переживанием своей жизни сейчас и написать два-три слова, которые приходят на ум. После чего в парах было предложено, глядя на рисунок начать двигаться и затем сказать одно слово. Картина должна была вдохновлять движения. То есть был предложен переход в другую модальность. Одна из участниц после того как ее картина была протанцована заплакала и объяснила. Что она как будто увидела свою жизнь сейчас со стороны , что это она увидела себя «мотаемую из стороны в сторону». Повторив движения вместе с партнером они придумали танец, который бы отражал ее желаемое видение жизни в нем было больше устойчивости и прочности Несколько раз совершив танец перехода она закрепила этот опыт.

2. Тенденция воспринимать более однородно связку – тело-сознание. Подобная тенденция развивалась во всех направлениях современного танца, включая японское буто и в современной психотерапии получило очень мощное развитие, как многообразные телесно-ориентированные терапии Райха, Лоуэна, кинезиология и т.д.).

3. Тенденция к безоценочному выражению и беспристраному наблюдению за феноменами психоэмоциональной жизни, воспринимаемые не как «плохие и хорошие», «желательные и нежелательные», а как одно из проявлений сознания. Из этого положения вытекает представление об эстетической ответственности терапевта перед возникающим произведением и способности его в нужный момент инициировать переход к другой модальности. Концепция об эстетической ответственности опирается на философию феноменологии - где любой возникающий продукт –это феномен не означающий больше чем он есть. То есть отказ от чрезмерных интерпретаций. Здесь для терапевта есть скользкий момент заключающийся в том. как реагировать на творчество клиента безоценочно.

Выход найден в применяемой в терапии творческим выражением концепции aestetik response или Эстетический отклик, эстетический ответ, эстетическая реакция. Терапевт вместо интерпретации может ответить коротким трехстишием или движением Та же схема применяется при работе в группе, когда все участники группы или один – в ответ на перформанс или картину одного из участников- могут ответить на из выбор – звуком, мелодий, танцем или картиной.

4. Тенденция к импровизации, как возможности непосредственно наблюдать проявления жизни «сознания – тела», которое как известно функционирует как поток, живое непрекращающееся движение, где один образ, мысль, ощущение, чувство, движение сознания влечет за собой другое. В современной науке о сознании исследуется как наративность сознания. Очень активно используется в терапии творческим выражением, где есть понятия само разворачивающийся творческий процесс индивидуума и группы.

5. Тенденция к исследованию в психологической практике, а в искусстве и к выражению сноподобных состояний, пограничного состояния сознания. Одной из теорий, лежащих в основе терапии творческим выражением –является эстетическая теория – в которой – манифестация выражение через искусство – воспринимается как оформленное и усиленное выражение реалий сна и воображения.

6. Тенденция в современном искусстве в создании образа или череды образов, оставляющих пространство для полифонии восприятия и высвобождении ресурсов в сознании воспринимающего.(современный танец- Мин Танака ) Феномен эстетического восприятие - также сложен и трудно описываем как и природа самого сознания. Просто прибывая в этой полифоничности не объясняя и не интерпретирую терапия творческим выражение достигает своего эффекта.

7. Еще одной особенностью терапии творческим выражением является ориентация на создание готовых произведений искусств. В связи с этим терапевт должен быть сам художником и знать творческий процесс изнутри. В программе подготовки терапевтов Творческим выражением обязательно существую т арт-студии и терапевт обязан практиковать две арт-дисциплины также выставка, перформансы.

8. Тенденция исследовать миф и ритуал. Проявляющаяся в использовании ритуалов как в современном искусстве, так и в терапии творческим выражением очевидная связь различных видов творчества с ритуалами использование их в повседневной жизни. Трансперсональная теория также в различных своих аспектах является основой для терапии творчески выражением Часто группы по арт-терапии начинаются со складывания мандал из цветных платков или пения песен, посвященных земле, где устанавливается связь с землей, с временем года, что особенно актуально в больших городах. На группе или в индивидуальной терапии могут изготавливаться предметы, которые потом могут дома использоваться в домашних ритуалах. Например, стих может стать простой мантрой. Мы делали на группах – куклы «берегини»- участницы их шили сами соединяясь со своим женским аспектом защитницы. Также мы делали чашки для чайной церемонии- из глины- глина прекрасно впитывает эмоции, состояния. Каждой чашки было присвоено поэтическое имя – был совершен ритуал чаепития и я знаю, что многие из участниц продолжают их использовать дома.

9. Второй аспект трансперсональной теории проявляющийся в межличностном взаимодействии. Для меня по-прежнему остается мистикой и загадкой. Как случайно люди со сходными проблемами оказываются в одной подгруппе. И их арт-продукция проявляет это сходство. Здесь становятся видны феномены магнетизма. И каждая группа очень яркой метафорой жизни в целом. Где каждый из участников повторяет свои привычные в жизни стратегии, имея возможность выразить их творчески, увидеть изменить.

10. Искусство говорит на языке души, сердца. Это не философская категория. Но любовь является важной составляющей профессий терапевта творческим выражением. «В одной творческой мысли тысячи забытых ночей любви возвращаются к жизни опять с их величием и восторгом»
Уильям Блейк

Хотелось сказать несколько слов о существующих терминологических проблемах, для разрешения которых, возможно понадобиться созыв отдельной конференции уже среди российских практикующих терапевтов в области искусства, на которой также должны будут поставлены проблемы по образовательным стандартам в области арт-терапии в России, лицензированию, аккредитации арт-терапевтов.

Термин «арт-терапия» для обозначения направления, связанного с использованием искусства в психотерапии уже прижился в России, отчасти, во многом благодаря деятельности А.И. Копытина. Но тем не менее в английском языке- термин arts –therapy , что можно перевести как терапия искусствами, что же касается art-therapy, то речь в данном случае идет о терапии с помощью визуального искусства, или изобразительного искусства, куда относится – живопись , лепка. Есть сомнения стоит ли сюда же относить фото и медиа арт, такая же ситуация с отсутствием единой терминологии для терапии посредством методов современного искусства – перформанса, инсталяции. Автор статьи полностью присоединяется к мнениям о необходимости разрешения этих и подобных вопросов.

31 марта 2016 года· Варвара В. Сидорова ·

Интермодальная
терапия искусствами

Наш центр открыл свои двери в 2005 году для всех и каждого. Ждем вас на наших мероприятиях

Карта сайта

Фотогалерея

Подписаться на новости и новые события